Утверждаю:

И.о. директора ГБУСО

                                                                        «Курумканский ЦСПСиД»

_________ А.М. Раднаева

                            «___»____________2014 г.

 

Положение

о службе сопровождения замещающих семей.

( в новой редакции)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение является нормативно – правовым документом, регламентирующим деятельность Службы сопровождения замещающих семей (далее служба сопровождения) и определяет порядок  и организацию социальной услуги по поиску, подбору, подготовке кандидатов в замещающие родители и сопровождению замещающих семей.

1.2. Служба сопровождения функционирует на базе Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Курумканский центр социальной помощи семье и детям» (далее – ГБУСО «Курумканский ЦСПСиД»).

 1.3. Служба сопровождения в своей деятельности руководствуется нормативными и правовыми актами Российской Федерации, Республики Бурятия, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования Республики Бурятия, Уставом ГБУСО «Курумканский ЦСПСиД», настоящим Положением в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1.4. Реализация запланированных мероприятий в рамках деятельности службы сопровождения осуществляется специалистами ГБУСО «Курумканский ЦСПСиД» (Приложение 1).

2. Задачи Службы

 

2.1. Содействие реализации конституционного права ребенка жить и воспитываться в семье.

2.2. Информирование граждан, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с существующими формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью и основами законодательства в сфере защиты прав детей, а также их правами и обязанностями как замещающих родителей.

2.3. Подбор граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, через изучение их воспитательного потенциала, психологической готовности к родительским функциям.

2.4. Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития.

2.5. Сопровождение процесса готовности замещающих родителей и социально-психологическая поддержка семьи в адаптационный и последующие периоды для активизации собственных ресурсов семьи в решении проблем ребенка и родителей.

2.6. Повышение юридической, медицинской и психолого-педагогической компетенции замещающих родителей.

2.7.Осуществление контроля за выполнением обязанностей по воспитанию детей.

2.8. Профилактика кризисных ситуаций в замещающих семьях и оказание помощи при их возникновении.

2.9. Создание позитивного имиджа семейной формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

2.10. Подготовка детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к проживанию в замещающей семье.

3. Функции Службы

 

3.1. Проводит разъяснительную работу с населением по пропаганде семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

 

3.2. Знакомит кандидатов в замещающие родители с правами, обязанностями и ответственностью опекунов (попечителей), усыновителей, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Бурятия.

 

3.3.Проводит психологическое обследование кандидатов в замещающие родители для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью.

 

3.4. Организует работу школы подготовки кандидатов в замещающие родители по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей утвержденной Приказом Министерствасоциальной защиты населенияРеспублики Бурятияот 11.11.2014 N 1555.

 

3.5. Выдает кандидатам в замещающие родители свидетельство об окончании курса подготовки, утвержденное Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. N 623.

 

3.6. Выдает кандидатам в замещающие родители рекомендации по результатам обучения и обследования кандидатов в замещающие родители для предоставления в орган опеки и попечительства.

 

3.7. Консультирует замещающие семьи по мере обращения граждан по вопросам воспитания детей.

 

3.8. Разрабатывает и реализует план сопровождения  замещающей семьи.

 

3.9. Осуществляет мониторинг развития ребенка и оценку его благополучия  в замещающей семье.

 

3.10. Оказывает содействие органу «Опеки и попечительства» в осуществлении контроля за условиями содержания и воспитания ребенка, переданного в замещающую семью.

 

3.11.Оказывает педагогические, психологические, социальные и правовые услуги (тренинги, семинары, консультации, диагностика, заседания клубов и т.д.) в индивидуальной и групповой форме.

 

3.12. Осуществляет подготовку детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к проживанию в замещающей семье.

 

3.13.Обеспечивает защиту конфиденциальной информации при организации работы с персональными данными кандидатов в замещающие родители и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

3.14. Участвует в проведении республиканских, районных мероприятиях (конференции, семинары,  и т.п.) по вопросам, относящимся к компетенции Службы.

 

4.  Организация поиска и подбора кандидатов в замещающие родители

4.1. Организация и  проведение активной разъяснительной работы с населением о социальной значимости воспитания приемных детей, формах, процедурах и правилах приема детей на воспитание.

4.2. Организация дней «Открытых дверей» для потенциальных замещающих родителей, с участием компетентных специалистов с профессиональным опытом работы.

4.3. Информирование населения о формах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, процедуре принятия ребенка на воспитание в замещающую семью, законодательстве, требованиях, предъявляемых к замещающим родителям через СМИ.

4.4. Информирование населения района о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, и приоритетах их семейного воспитания.

4.5.Оказание консультативной помощи гражданам, изъявившим желание взять ребенка на воспитание в замещающую семью.

4.6. Оказание каждому потенциальному родителю организационной, правовой, медицинской, психологической и другой необходимой помощи.

 

5. Организация подготовки кандидатов в замещающие родители

5.1.Подготовка  лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей утвержденной Приказом Министерствасоциальной защиты населенияРеспублики Бурятияот 11.11.2014 N 1555.

5.2. Подготовка лиц обязательна для всех лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением:

- близких родственников детей, оставшихся без попечения родителей. При этом под близкими родственниками детей понимаются лица, перечень которых определен абзацем третьим статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации, - родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры;(бабушек, дедушек, полнородных и неполнородных   братьев и сестер);

- лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено;

- лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;

- для усыновителей, являющихся отчимами(мачехами) усыновляемых детей.

- вместе с тем указанные граждане по своему желанию могут пройти такую подготовку и представить в орган опеки и попечительства, а также в суд (в случае усыновления ребенка) документ о прохождении ими такой подготовки.

5.3. Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью, ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется на безвозмездной основе в соответствии с договором о передаче полномочий, заключенным в установленном действующим законодательством порядке между органом опеки и попечительства администрации муниципального образования «Курумканский район» и ГБУСО «Курумканский ЦСПСиД»;

5.4.  Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее – Программа), состоит из учебно-тематического плана, устанавливающего перечень учебных разделов.   Общая трудоемкость Программы составляет 40,5 академических часов, включающая тренинги, лекции, индивидуальное консультирование и итоговую аттестацию (собеседование).

Программа включает в себя следующие разделы.

Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители;

Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка  и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей;

Раздел 3. Этапы развития ребенка;

Раздел 4.  Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без  попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка;

Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности);

Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи;

Раздел 7. «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка;

Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка;

Раздел 9. Особенности полового воспитания приемного ребенка;

Раздел 10. Роль семьи в обеспечении потребностей развития  и реабилитации ребенка;

Раздел 11. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения  родителей, на воспитание в семьи граждан;

Раздел 12. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки  и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям  и семьям;

Раздел 13. Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов  в приемные родители.

5.5. Программа осваивается по очной и очно – заочной форме обучения, в соответствии с планом занятий. Обучение проводится по мере комплектования групп или индивидуально.Максимальное количество обучающихся  в группе – десять человек.

5.6.  Освоение Программы завершается итоговой аттестацией лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.Аттестация проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки. В случае успешного прохождения аттестации выдается свидетельство о прохождении подготовки установленного образца (Приложение 2). 

6. Организация сопровождения замещающих семей

6.1.  Сотрудничество замещающей семьи и Службы сопровождения начинается с момента согласия замещающих родителей на сопровождение, то есть заключается договор о сотрудничестве. Предварительно родители информируются о деятельности Службы сопровождения.

6.2. Службой сопровождения  разрабатывается план мероприятий по сопровождению детей и замещающих родителей.

6.3. Посещение замещающих семей с целью контроля за жилищно-бытовыми условиями проживания приемного ребенка в замещающей семье, а также анализа взаимоотношений в семье. При посещении семьи оформляется акт обследования условий жизни подопечного ребенка в семье опекуна.

6.4. Осуществление мониторинга психофизического и социального развития детей в замещающей семье.

6.5. Консультирование с целью оказания правовой, социально-психологической, педагогической  и иной помощи замещающим семьям.

6.6. Проведение  психологической диагностики по запросу.

6.7. Телефонные переговоры с замещающими родителями по вопросам адаптации и воспитания детей.

6.8. Взаимодействие с учебными учреждениями по вопросам обучения, воспитания и развития приемных детей, анализ полученной информации.

6.9. Оформление личных дел замещающих семей.

6.10. Организация тренингов, групповых консультаций, совместных праздников с замещающими семьями.

6.11. Организация  работы консилиума с целью взаимодействия всех специалистов Службы сопровождения.

7. Организация подготовки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  к проживанию в замещающей семье

 

7.1. При подготовке учитывается желание ребенка жить и воспитываться в замещающей семье.

 

7.2.Осуществляется сбор и анализ информации о ребенке (состояние здоровья ребенка, история жизни его и его семьи, индивидуальные психологические особенности, проблемы личностного развития).

 

7.3.Проводятся индивидуальные беседы, занятия с целью формирования у ребенка представлений о семейной системе, внутрисемейных взаимоотношениях, семейных ролях, обязанностях. 

 

7.4.Организуются групповые занятия, направленные на формирование навыков решения межличностных проблем, развитие  эмоционально – волевой сферы.

 

7.5. Занятия с детьми могут отличаться по форме работы –индивидуальная или групповая, по содержанию и использованию коррекционно-развивающих иреабилитационных составляющих.

7.6. Служба сопровождения формирует банк данных детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по учреждению.

8.Права и обязанности сотрудников Службы


8.1. В своей деятельности сотрудники Службы обязаны:


8.1.1. В решении вопросов исходить из интересов приемного ребенка и замещающей семьи.

 

8.1.2. Руководствоваться настоящим Положением, нормативными документами.

8.1.3. Качественно выполнять задачи и основные направления работы, предусмотренные данным Положением.

8.1.4. Работать в тесном контакте с администрацией и социальными организациями районного образования.

8.1.5. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции.

8.1.6. Незамедлительно сообщать в органы опеки и попечительства администраций вышеуказанных муниципальных образований о фактах нарушения прав и законных интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

8.1.7. Хранить в тайне сведения, полученные в результате консультативной деятельности, диагностирования, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления коррекционной работы.

8.1.8. Оказывать необходимую помощь замещающим родителям, администрации и сотрудникам учреждений образования в решении основных проблем обучения, воспитания и развития детей из замещающих семей.

8.1.9. Информировать детей и родителей из замещающих семей о целях, задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение конфиденциальности.

8.2. Сотрудники Службы для выполнения своих задач  имеют право:

8.2.1. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными должностной инструкцией обязанностями.

 

8.2.2. Определять приоритетные направления работы, выбирать формы и методы работы.

 

8.2.3. Знакомиться с документацией, необходимой для качественного выполнения своих обязанностей, обращаться с запросами к администрации Центра.

 

8.2.4. Давать рекомендации органам опеки и попечительства территориального образования о возможности передачи ребенка в замещающую семью.

 

8.2.5. Посещать замещающие  семьи в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

 

8.2.6. Повышать свою квалификацию в установленном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

  Штатное расписание Службы сопровождения замещающих семей.

 

 

Наименование должности

Количество единиц

Руководитель службы

 

Социальный педагог (соц. работник)

 

 Специалист  по социальной работе для работы в службе соц. патроната

2

Юрист по защите прав и законных интересов детей.

 

Психолог

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

                                                           Форма утверждена

                                                      приказом Министерства

                                                        образования и науки

                                                       Российской Федерации

                                                от 20 августа 2012 г. N 623

 

Бланк органа опеки

и попечительства/организации,

осуществляющей подготовку граждан

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО

о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание

в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей,

на территории Российской Федерации

 

    от "__" ____________ 20__ г.                              N ___________

 

    Настоящее свидетельство выдано ________________________________________

___________________________________________________________________________

                  (фамилия, имя, отчество (при наличии))

в том, что он(а) с __ __________ ____ г. по __ _________ ____ г. прошел(ла)

подготовку  лиц,  желающих  принять  на  воспитание  в  свою семью ребенка,

оставшегося  без  попечения родителей, на территории Российской Федерации в

___________________________________________________________________________

(полное наименование органа опеки и попечительства/организации,

___________________________________________________________________________

осуществляющей  подготовку  граждан)

по Программе  подготовки лиц, желающих принять на воспитание в  свою  семью

ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденной ________________

___________________________________________________________________________

(наименование и реквизиты нормативного правового акта органа исполнительной

                   власти субъекта Российской Федерации)

 

 

 

Руководитель органа опеки

и попечительства/организации ____________________   _______________________

 (подпись)               (Ф.И.О.)

 М.П.